Методика Эббингауза: как учить английский в 4 раза эффективнее
Для того, чтобы понимать фильм или книгу на английском, достаточно знать несколько сотен слов. Если встретятся незнакомые слова, об их значении можно просто догадаться. Но чтобы запомнить хотя бы 100-200 слов, придется постараться. Ученый Герман Эббингауз изучал человеческую память и пришел к выводу, что на самом деле мы можем учить несколько языков одновременно. Но чтобы запоминать слова, надо понимать, как работает наша память.


Методика Эббингауза подходит и для других предметов. Если бы в школах учитывали, как и когда все выученное забывается, к концу года и после учебы школьники помнили бы почти все пройденное.

Методика ученого Германа Эббингауза

Занимаясь изучением особенностей человеческой памяти, Эббингауз сумел вывести алгоритмы, которые позволяют существенно увеличивать потенциал человеческой памяти. Именно его исследования помогли разработать большое количество разных методик запоминания.

Большую часть новой информации человек просто забывает. В долговременной памяти может остаться только та информация, которая повторяется по определенной схеме. Также мы не забываем того, что часто повторяем.

В ходе своих исследований ученый сумел доказать неэффективность привычных методик запоминания информации. По его мнению, изучить несколько языков может каждый, используя систематизацию процессов обучения и запоминания.

Кривая забывания Эббингауза

Исследователю удалось доказать, что можно легко добиваться потрясающих результатов в изучении языков и не только, если грамотно и правильно использовать все возможности памяти. К примеру, большую роль в усвоении определенной информации играет способность «забывать» ее. Оказалось, что через 20 минут после получения новых знаний в памяти остается только 80% информации. Через неделю останется только 30%, и в итоге через месяц вы будете помнить чуть более 20% информации.

Получается, что без регулярного повторения выученного через месяц из памяти стирается большая часть материала. Получается, что почти все время, которое уходит на обучение, просто тратится впустую. Особенно это видно в наших школах и вузах, где никто из преподавателей не учитывает особенности кривой забывания. Учителя из года в год твердят один и тот же материал, поэтому отлично помнят его. А школьник должен сильно напрячься, чтобы к концу года помнить все изученное на уроках и хорошо сдать итоговые контрольные и экзамены. И совсем неудивительно, что после сдачи экзаменов информация из головы ученика наконец-то спокойно улетучивается.

Многие люди годами не могут выучить английский язык, потому что или ничего не знают про кривую забывания, или не учитывают особенности своей памяти, когда учат новые слова.


Эффективность методики повторения

На основании исследований Эббингауза была разработана методика эффективного повторения, которая позволяет сохранить в памяти в четыре раза больше информации, чем при привычной схеме обучения.




Результативность метода можно увидеть на примере эксперимента. Участвующие в исследовании студенты были разделены на две группы, для каждой из которых была предоставлена одинаковая информация для запоминания. Студенты из первой группы осваивали материал по традиционной схеме.
Вторая же группа использовала для запоминания специальный алгоритм:


  • изучение новой информации;

  • ее повторение через 9 часов;

  • ее повторение на следующий день;

  • повторение материала на 7-ой день;

  • повторение материала на 12-ый день.


При сравнении результатов обучения в двух группах через месяц были сделаны следующие выводы: студенты из первой группы смогли вспомнить лишь незначительный процент выученного, а студенты из второй группы смогли сохранить в своей памяти 85% выученного. Этот эксперимент позволил выявить некую зависимость и определить ее как кривую управляемого обучения.


Результаты этого простого исследования показывают, как всего лишь при помощи правильного повторения можно сохранять в памяти в четыре раза больше новой информации. Применение на практике этого метода позволяет значительно ускорить процесс изучения иностранного языка и повысить эффективность его запоминания. Но, несмотря на высокую результативность этой методики, ее не спешат использовать в традиционном образовании. Система образования выстроена так, что человек затрачивает годы на получение новых знаний, а в результате в его памяти остается лишь мизерная их часть. Знания предоставляются исключительно в последовательности, предусмотренной программой. А запомнил ученик информацию или нет – это уже проблема самого ученика.


Секрет эффективности запоминания английских слов заключается именно в правильной системе повторения. Простая схема повторения материала на 2, 7 и 12 уроке позволяет гарантированно закрепить знания в долговременной памяти. Эта простая методика доказала свою высокую эффективность в ускоренном изучении иностранных языков, в том числе и английского.


Повторение, регулярность и оптимальная нагрузка

Повторение в определенные промежутки времени поможет запоминать больше, но занятия должны быть регулярными. Несложно подсчитать, что если учить каждый день хотя бы по пять новых слов и в нужное время повторять их, то за месяц вы будете знать уже 150 слов.


Обязательно занимайтесь языком каждый день хотя бы по полчаса. Это можно делать самостоятельно, на хороших языковых курсах или с репетитором.
Made on
Tilda